[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: Виктор  
Форум » Славные казаки Красной Армии » Казачьи матрицы. История казачества это история казачьих матриц. » Казаки-некрасовцы (Отчего кизяки, не считают их казачьими потомками ?)
Казаки-некрасовцы
Алексѣй_СамарцевъДата: Пятница, 24.01.2014, 14:51 | Сообщение # 31
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline
Зачало
Мы, некрасовцы, донские казаки. Наш Игнат сын Фёдора Некрасы, с царем Петром воевал за землю, за свой народ. Игнат и князя-бояра Долгорукого убил, потому, как князь станицы жёг, миру притеснение делал. А ушел на Кубань при царице Катярине. Не схотел он народ свой под царицу отдавать, воли решать, да и вера другая у царицы была, она еретичка, еллинской службы держалась, трёхперстница. Гонения устраивала на казакох, на старую веру. Сколько от неё казакох погибло. Игнат не подчинился Катярине. Она войско на Дон послала и, как завоюет станицу, так казнит казакох, вешает их. Ну, Игнат и увёл народ свой на Кубань. Все лучшие люди, что с царем Петром, царицей Катяриной воевали, все ушли с Дона с Некрасой-сударем. Сорок тысяч одних сердовых казакох, что на коня сесть, увел Игнат. А всего народу ушло с им более ста тысчъ. На Кубань наши предки пришли в лето 7217 (1709). Понастроили оне станиц. Игнат крепость в Усть-Лабе, город Некрасовский построил" " . От Кубани шли на Камень, в лето 7217 (1709), до тех земель, что наш Игнат Некрас хитростью обрёл. Он нам велел укрепиться на Камне до лучших времён, дабы на Расеи оставались. Сам же гуторил, что были и те з людей Некраса, что пошли на Расею да там и сгинули. Мы ж не сгинули, но накрепко утвердились на Камне, а иныя з нас дале за Камень шли. Те, кто на Камне утвердилися: Ларион Лупова сын Язова, Пётр сын Димитрия Драпова, братья Лазарь да Иоанн дети Лариона Иванова, бобыли Абрашка сын Тихонова и Сазон сын Сазонова Черданцева, да ещё Иоанн сын Никифорова Ваганова. Утверждено житие казакох сих от Игната Некраса было в лето 7227 (1719). Подтвердил сие житие донских людей на Камне некоего боярина Фёдора Рукина сын Димитрий с Тобольска, что проводил переписку по реке Каменка, где мы утвердились. Все мы стало бысть люди веры старой, не еллинской, обещались хранить уклад дедов своих. Хранили многия лета, да стало бысть в лето 7427 (1919), лукавый пересилил и ушли от исконных земель Игната Некраса казаки наши, а вместе с ими и батюшка нашъ Никола. Бросили землицу-то на поругание, да ежели бы не оставили ея, то и сами б сгинули. Но старики ведают, что от дедов наших идёт, а деды те гуторют, что, народ-де нашъ, истинно, древнее многих и, воистину-де, не изводится в смутные лета, ибо се есмь крепь Руси, а выше того, щит веры православной с утверждения трояней стези роду славянского на земле сей. Посему гуторят старшины, мол, казаком не можно-де стать, но нужно родиться, что мы, ни есть-де служивый государев люд, али сословие, какое ратное, но народ славянского семени, всё ж не русичи. Ещё, сверх того; казаку в солдаты ходить-де не должно. А раз мы есть народ православный, то уж так; ежели душа народилась да не в том роду, то и утвердится в крепи казачьей не вмочь, а коль казак, так ентово и каторгой не вышибешь. Казачья крепь в духе, душе да совести, что вдохнул Господь Бог в чад своих малых. Кому дал Господь землю пахать, кому скот пасти, кому торговать, а кому паству вести, кому при дворе княжьем почивать, а нам, стало бысть, казаками быть. Род сей от самой землицы матушки, потому и нельзя его извести вовеки вечныя, ибо, при изводе его, земля новых рождает, о том гуторят: казацкому роду нет переводу. Нет боязни от смерти, но есть смирный покой от ведания промысла божьего, да веры, что ризою светлою, небесным покровом нашим душам дана. Потому мы ведаем: нет смерти в мире, но есть лишь жизнь вечная, да в роду своём мы несём души отцов своих и дедов в делах своих. Молитвами предков стезя наша омыта. Мы вторим им. Потому из древности идёт: а умрэ, а до луцэ сварогова ыдэ, а тамо пэруныца рэчэ, и нет в связи с тем беды никакой в смерти, но есть утешение, да возвращение ко Слову, что есть Сын Божий, восседающий на престоле горнем и ноне и присно и вовеки вечныя. Православный род нашъ, кровь свою ведёт ото бродников, что стояли на Дону да у Язова-городка в древние лета, к коим челобитную имел сам черноголовский Святослав Олегович, дабы те пособили ему в борьбе с киевским Изяславом Мстиславовичем за великокняжеский престол. Иные ж з пращуров наших, берендеи, али берладники, что почитали бера, имели кочевые станы свои на Руси полуденной в степях, те, что с печенегами заключили союз, терпели поражения в битвах многих, а затем и лихо от половцев, с тем и пошли чорными клобуками под Русь. Сверх того, треба гуторить о роде особом, что в летописях о походе князя Святослава на хазар, значиться касогами. Взяв хазарскую Белу Вежу, что на низу Дона, Святослав побил ясов да соседних им касогов, живших на низу Кубани. От них черкасы пошли. Так в летописях писано: все чрные клобукы, еже зовутся черкасы. Хотя их величают различно, разницы всё ж меж ними нет, ибо всё это – скифская кровь. Сие скифы есть те, что пришли с Азии, а в Азию пришли откуда-то с полунощных краёв. С Азии оне пришли и установили городки свои среди гор Кавказских, на Дону да на Кубани ещё, и там жили, а после разошлись по миру, кто куда. Во времена же правления Иоанна Грозного и до него незадолго стали возвращаться, на родну землю свою, что звалась уж Диким полем; воротались туда, кто откель. А иныя и вовсь от неё никуда не сходили. Но и те, что ушли, а после вернулись и те, что не ходили никуда, всяко, значились как природные. И от тех природных пошли природные, рождённые значит казаками, люди. С тех самых времён и есть род, что зовётся казаками, и они гуторют: слава Богу, что мы есть казаки. При народе казачьем уж и войско имеется, не иначе. Казаки это ведь землячество, али общность, какая. Кто где селился, а к чему природа располагала, тем и жили, но бедовать мало, кто бедовал, в основе своей крепкий костяк все имели, а иные ежели без костяку, так мёрли просто. По станицам да городкам казачьим чем только не промышляли; и охотники были, и бортники, и на рыбной промысел ходили, скот держали, земли новые осваивали, в общем, кто к чему горазд, тот на то и уповал. Землю работать? Мало такого было, не в чести то у казаков исконь. О том, гуторили ране: ежели кто будет пахать, того бить до смерти и грабить. А как же, ведь, всё ясно, кто землю пашет ратный навык, хитрость да увёртливость ума, теряет, а без них, в те лета на Диком поле, истинная погибель. А каков же казак, коли тяму не хватает? Горе одно, да и только. Но всё ж, позже, покинув свои исконные земли, когда селились кто где по Расеи, то и к этим делам значит подвязываться стали. Встарь на Диком поле да в иных местах буянили малость, разбойными делами иной раз жили, толи со скуки да от лихого нрава, толи на поживу, но с тех пор всё переменилось, а опосля булавинского сполоха, так вовсь прекратилось, хоть ентот самый лихой нрав и вольнодумность у многих поднесь остались. И всё ж не всякие разбойными делами промышляли да за зипунами хаживали, только вот от того, что были таковые, закрепилась по иным краям-окраинам, да весям слава за казаками, как за разбойными людьми, горячими да скорыми на расправу, ан, не меньше того и на любое дело прыткими. От того на нашего брата, казака, власть завсегдась зуб имела, а иной раз и побивала крепко. Чего стоит лишь то, как Пётр да Катярина нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ими всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги. И от того всё есть так, что, как гуторят старшины: с Дону-де выдачи нет, а царям то енто дело жуть как не любо, ибо сходились по Дону да от повинностей своих разны людишки. Потому в другой раз казаки сами на кругу сговаривались народ государственный бить, тако и сполохи многия пошли. Ходили мы ещё со Святославом, когда в бродниках были, и с другими князьями в походы, а у тех, войско невелико было, но и при малом войске, в сечах не смущались, да немалую славу стяжали, от того, что Бог с нами. Кто бы, что не гуторил, ныне кумекают, что казаки ратный люд, мол, сословие ратное таковое в истории, но это не есть так. А есмь род таковой, – казаки, от клобуков да берендеев, от бродников да касогов, от Хазарии да массагетов оне, то бишь крови скифской-орийской, а при их уж и войско, по нужде, было. Лютый люд был, крут на подъём и на всякие дела, крепок и телом, но крепче тела дух был, ибо в духе том с Богом ходили, да с молитвами особыми. От того при войне никто не бранился да крепким словцом не кидался, так и не пили вина при войне, но только в ватаги сбирались да крепко били врага, заговаривая себя и от пули, и от клинка, и от глазу дурного вражьего. Иной раз и ото болезнев-немощей отговаривались молитвами своими, что попам веры еллинской жуть как не любо было. В мирное же время, легки на веселье да раздолие души были; пили, веселились, песни пели, да ещё трудились в мире, однако, никто начальника над собою не терпел, а атамана сами ставили, на что особливый устав был, от того, казак казака не нанимает, денег из рук брата не получает. Потому и гуторют, что вечевым мышлением были богаты, но не самочинным, а в сём вечевом уме и была вольница. А как быть иначе, коль всё, куда не глянь вражьи силы да смута. Жили-то единой общностью, как Игнатом встарь утверждено: высшая власть казачий круг, в коем участие кажного с восемнадцати годков, а всяко решение круга сполняет атаман, ему строго подчиняются. Сам же атаман избирается сроком на один год, а ежели провинился в чём так смещають раньше срока. Сверх же того, утверждено, что казак должон ходить на круг с осемнадцати летов, а ежели не ходит штраф берут, тако установлено дважды, а ежели и далее не ходит, так секут, значит. Штраф же устанавливает атаман да старшина. Не было по станицам да в городках казачьих ни воровства, ни разбоя, ни грабежа, а шинков и кабаков, а сверх того тюрем держать вовсь не в уклад казакам было. За всё за это круг люто наказывал, и не было пощады, ибо не было осередь казаков, ни нищих, ни рабов, ни холопьев, но лишь вольныя люди всё. Искони, мы, казаки донские от Игната Некраса люди вольныя. Некрас то наш со своими братами атаманами, Семёном Драным, Никиткой Голым да Кондратом Булавиным, того, что черкаские казачки побили, супротив расейского царя лютый сполох учинили. Те некрасовские казачки, что на Майносе были, дабы турку не даться, долго хранили уклад и устав да летопись ещё от Некраса того, мы же, в Расеи, оттого сомкнулись с русскими, что на Камне осели, так, видать и закрепиться дале за нами, каменския казаки, белоярския люди Игната Некрасы. После того сполоха булавинского двинули мы все в разны стороны, рассыпались росами по земле матушке. Како бывало по старинке; жили ровно да покойно, всяк в своей станице, али посёлке, своими делами занимается, не мыслит даже о тяготах походной жизни, но как война, сбор кричали. Через четверть часа, глядь, а станица то уж в походе. И так всякое село, всяка станица да всяк городок. Полк собрать, – два часа, а чтоб армию, – день, а могёт и того меньше. После войны, разом, как чудо какое, рассеивались по миру; были, да уж нету, как скрозь землю, так что и не скажешь, что вои. Ратным умением все обладали, да коли мир на земле, оно мёртвым знанием было, ну, а коль война, так зараз поминалась сия ратная хитрая наука. Опосля же того, как срубили вражину, словно б предавали те ратные умения забвению, да с миром шли к куреням своим, к миру. Так воротались к куреням своим, возвращались с походов, как будто нигде и не были, словно б не ратники, а люд простой. А было, в булавинский сполох, да опосля того, как казаки прибили князя-боярина Долгорукого, а после того утратили Кондрата Булавина, проиграна землица была да городки родные, опосля чего казаки гуторили: царизму не покоряться, а тем пуще, при царях в Расею не возвращаться. Опосля такого дела рассеялись казачки. Кто на Турцию двинул, кто на Румынию. Карпаты да к братам черкасам на Сечь за пороги. Рассеялось войско всё, а были те, что в Расею двинули, но куда, никому не ведомо было. Гуторят, что Игнату Некрасу всё вдомёк было, да он немногих отвёл на Расею, там под носом у царя-то и припрятал полк про запас. Гуторят наши старики, что был-де у Некраса-молодца, брат. Так он-де и отвёл всех нас до Каменя. Сверх того, наши-то старшины споминают, что от Язова-городка, мол, да скрозь Кубань шли. А на Язов-городке, стало бысть, мы издревле сидели, – казаки природные, значит. Так смекаем мы с братами, что отвесть-то отвёл своих людей до Расеи Игнат, а сам-то гуторит, мол, сгинули-де все, кто в Расею отошёл. Значится, бережёт видно для каких-то важных дел, ему сие ведомо было, а могёт быть так, что и наши старшины докумекают, что за дела Игнат наш учинял. Мы же так никуда и не сгинули, но вот же мы, все тут, некрасовские казаки, припрятанные батькой на Камне. С Дону мы вышли, стало бысть, бродниками да касогами, воротались з Сечи уж казаками, али черкасами, несли с собою молитву да уклад. Те дела раньше были, после же того, хранили Язов-городок, отбивали от турка его, а дальше рассеялись, пошли по миру с молитвами своими сильными и грамотой своей хитрой. Грамота сия хитрая есть казачья наука в коей всё назначено, дабы спастись. Скрозь молитву да особый хитрый уклад бытия казачьего образовалось характерничество. Затем и то ведание несусветное, что для сарыни есть суть непостижимое. Тем веданием богато владели пращуры наши. От их и пошла вера казачья да умения примногия, ведая коие, прозреваешь, истинный лик света белого, а при нём уж и смерти не знаешь. Мы, донские казаки от Игната Некрасы есть братство духовное, воинство небесное, коие не с сабельками, но с могучею молитвою, в сечь лихую кровушкой истекаем, а посему поражений неймём, ибо с Богом. Битва же та есть сечь лютая, – образчик благодати, да подвигов духа, что в сродстве столпникам, молитвенникам, да чернецам, али юродивому люду святому да пречистому Руси старой. Али могёт тако бысть и то, что в подобие, давшим иныя обеты, людям. Всё-то бытийствует, и сие не в противоборстве кровопролитном, но в строе православном утверждёно и так сталось в вечности Руси. Русь же светлая, невестушка, – лыбедь бяла, крепью веры души спокрыла, да чад своих ствердила на веки и до последнего, дабы охранили ея. Вот, так и есмь, дабы не изничтожено семя было чад ея, одарила она их строем особым. Что ж есть такое строй казачий, и, отчего истекает сие чудо, с коим, коль человек дружен, то и лиха не знат, а, коль поперёк того, то беду накликает. Нет помимо того казаку свыше, ибо истинно, казак, не холоп ищущий поживы, но воин православный. А есть то, Спас Дюжий, оберегаемый Егорием Хоробрым да воинством мира горнего, что есть само солнопутие. Солнушко Христос по небу идёт, чудеса разные сотворяет, о чём и в Благовестии сказано. Одним коло, множество чудес творит, а вторым повторяет, и так многие лета от пращуров к нам и далее, от нас, к внуковьям нашим; хлеба даёт, землюшку согревает, обращает воду в вино и манну небесную ниспосылает. Сие всё и спасает чад Божиих на тверди земной, оттого Строй енто Спас, как бы Божьему Свету доверять, не идтить поперёк, но повдоль течь; не ломить, но таять, словно воск свечи. А Строй тот, от того, что мир так строен, создан по образу единому неделимому. Нет никоих умений, али ремесла чудного, коие в Спасе взращиваются нарочито, но лишь то, что по кровушке казакох, то и есть Спас, енто есть уклад, тако мир Богом вервью скроен и пребывает с им во все лета, лютые и благодатные, не отступая от промысла Его. Дед с кровию своей, влив во внуковьёв, внуковья своим внуковьям и правнукам, а деду тому его деды и прадеды и тако во всём роде стало бысть. Кто же был первым не ведомо, но знамо, что был пращур, да о нём и гуторили, как о видовити. Сей же видовити стал первым, кто с кровию своей влил Строй в детей своих, а после во внуковьёв, правнуков и далее, через поколения, что и ноне в нас, явлен нами Строем. Ащё есть чин, так то, то же; то, что мы гуторим со смыслом азмъ есмь и есть то. Всё наущение поведано в образе Спаса Дюжего, всё в нём есть и охватыват все горние доли ото прави, яви да нави, стым умом, пречистой мольвою, да постом, подвигом безмолвия Андрея Рублёва утверждённые. Мы ж, казаки, зрим сие, да всяк сам в себе, по грамоте своей доходим до наущения оного.


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Пятница, 24.01.2014, 16:56 | Сообщение # 32
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline
Материал Гусева же Виталия Александровича.
«Казаки Пятиизбянской станицы Гусевы – потомки некрасовского казака. За многолетние исследования накоплено огромное количество данных о представителях казачьих фамилий современных Калачевского и Суровикинского и других районов Волгоградской области. И по многим собрано большое количество уникальных данных, начиная с середины XVII века. А про свой род казаков Гусевых все не удавалось обнаружить что-то особо древнее, все останавливалось на середине XVIII века, и имело отрывочные сведения. И вот исследовательская удача наконец то пришла, и было найдено сразу три интереснейших документа, два в Государственном Военно-Историческом Архиве и одно в Государственном Архиве Ростовской Области: показания некрасовского казака Наума Гуська 1738 г., дело о самовольной отлучке Наума Гусева 1779 г., прошение сотника Антона Гусева 1797 г. Оказывается, род казаков Гусевых происхождением связан с некрасовцами и событиями восстания Кондратия Булавина 17071709 гг. После смерти 7 июля 1708 г. Кондратия Булавина и поражения восставших, началась карательная экспедиция В. Долгорукого и царские войска громили и жгли казачьи городки, уничтожая их население. Сподвижником К. Булавина был казак Голубинской станицы Игнат Федорович Некрасов. В отписке атамана Ильи Григорьевича Зерщикова царю Петру I от 29 августа 1708 г. о нем сказано следующее: "...июля ж в 29 день ведомо нам... учинилось, что де вор и изменник Игнатка Некрасов с реки Волги, с Царицына города на Дон в свой Голубинский городок с своими единомышленниками перешел...". А в расспросных речах бахмутского атамана Семена Кульбаки от 24 мая 1708 г. имеется прямое указание на то, что "тот Игнатка был в Голубых рядовым же казаком...". Игнат Некрасов пытался продолжить борьбу и стал собирать своих сторонников. 5 августа 1708 г. В. Долгоруков писал: " А на Дону Некрасов збирает великие войска воровские. Боже сохрани от него, ежели зберетца, не плоше Булавина". Некрасов собрав значительные силы, ждал атамана Никиту Голого с отрядом в станице Голубинской. Не дав соединиться повстанцам, царские войска напали на Есауловский и Паншинский городки, нанеся Некрасову поражение. Пытаясь сохранить от неизбежной гибели своих казаков, Игнат Некрасов их с семьями в количестве по разным данным от 2 до 8 тысяч увел на Кубань в подданство Крымского хана. Вначале некрасовцы поселились в устье Лабы на правом берегу. Позже основная часть с атаманом переселились на Таманский полуостров, основав при этом городки Блудиловский, Чирянский и Голубинский. С этого времени для Игната Некрасова и его казаков царская Россия стала смертельным врагом. На протяжении тридцати лет некрасовские казаки продолжали активную борьбу. Совместно с крымским ханом и другими врагами России, совершая походы на окраины, и рассылая "прелестные письма" письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии. Периодически атаман Некрасов посылал на Дон и южные окраины России лазутчиков. А нападая на Донские городки, в первую очередь расправлялся с " домовитыми" казаками, как изменниками булавинского восстания. Около 1737 г. Игнат Некрасов погиб, а в 1740 г. некрасовские казаки ушли в Турцию, где прожили, сохранив свой быт, культуру вплоть до возвращения в Советский Союз последних семей в 1962 г., чтя основные " Заветы Игната": "Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться. С турками не соединяться, с иноверными не сообщатся". В 17371739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться. И не смотря на многие обиды, родная кровь звала на Родину, лишь определенные страхи останавливали. Бежавший с Кубани в 1737 г. казак Яков Коржихин показывал: " Бедные казаки в разговорах объявляют тайно, что намерены бы идтить попрежнему под Державу Российской Государыни, а другие, большая часть, идтить не хотят и за другими того смотрят, и перепоручились круговыми поруками и всему бедному народу объявляют, что российская Государыня никак их в вине не простит и по приходу их на Дон повелит всех перевешать". Некрасовцы продолжали разными способами пытаться связываться с родственниками на Дону, не оставляя мысли о возвращении. Наум Семенов сын Гусёк " родился на Кубани в некрасовских казаках казачьей сын, записан был в казаки в некрасовцах". По всей видимости, его отец Семен носил прозвище Гусь и был родом из Черкасского городка. В 1738 г. его сын Наум Гусёк узнав, что предстоит нападение на город: " кубанской салтан Саваскир Крамат Гирей Богатыреев, собрал войско горных черкес кочевых татар и некрасовских казаков тритцать тысяч и пошел чрез Дикую Степь на разорение российскаго города Черкаскова и Донския станицы и ходячия их конныя табуны которые выпущены были за Дон Дикую Степь", " Наум Гусев был в том же числе, впало ему намерение уйтить и дать известие российскому войску слыша от всемилостивейшей Государыни милосердие". Войско разделилось " на три партии": " десять тысяч в верх по Дону по Станицам пять тысяч на ходячия табуны", а " пятнадцать тысяч прямо на Город Черкаской". Наум Гусёк " вознамерен был бежать" и " вскорости досталось ему по очереди в караул в табун с 12ю казаками на три перемены в последних на разсвете оттуль перешли на речку Челбаш". Наум Гусёк " выбрал в ночи коня и побежал прямо как шло войско на город Черкаской". За ним " делали погоню: но не догнав поторопились назад". Выпавший снег помешал движению, пришлось " прибежать в город Азов к Генералу аншефу Василью Яковлевичу Левашеву, сказав ему, что идет кубанской Саваскир с немалым войском для взятья Города Черкаскова и донских казачьих станиц и за Доном ходящих табунов в том зделалась тревога с пушачною пальбою". " Генерал Левашов послал вскорости в город Черкаской известие и Дикую Степь чтоб угнать от неприятеля табуны кубанскаго Саваскира войско". Показание выбежавшаго изза Кубани Некрасовскаго казака Наума Гуська, 18 февраля 1738 года. " 1738 году, Февраля, 18 дня, пополудни, в третьем часу прибежал в Азов из Кубанскаго войска Некрасовской казак и в военнопоходной Генерала Левашова Канцелярии допрашиван и сказал: зовут его Наум Семенов сын Гусёк, в сей ночи из Кубанскаго собрания с речки Челбаша ушел; а о Кубанцах объявил: по указу от хана Кубанской Сераскер Салангирей с войском по исчисление тысячах в десяти и при том и Некрасовцов человек с полтораста идут к Донским казачьим станицам и хотели с помянутой речки легкую к Дону партию послать, чтоб языка достать и чрез тех языков разведав где б к Донским станицам способнее и лучше придти могли, а послали ль тою партию, или нет, за отбытием не ведает; а хан Крымской, чтоб на Российския границы с Кубанцами вдруг нападение учинит, по Днепру вверх пошел, а где ныне обращение имеет не известен; а Некрасовцы многие в Россию возвратится желают, только многие стращая удерживают и разглашают, якобы когда возвратятся, все казнены будут, а хотяде и казнить не будут, то у всех старую виру отнимут и затем итти боятся; при том же и Кубанцы на крепко стерегут, чтоб Некрасовцы не только бы все ушли, но и за всяким человеком того смотрят, чтоб никто не уходили; Кубанцы ж о прежних и Некрасовцам присланных указах, чтоб в Россию шли, ведают и буде о намерении побегу Некрасовцам уведают, то, как слышно, всех хотят в рознь в плен разобрать и затем Некрасовцы в Россию итти больше боятся". За подвиг Наума Гуська " Генерал Василей Яковлевич Левашев принял ласково и хотел пожаловать полковым начальником и послать ко всемилостивейшей нашей Государыни". Но Наум Гусёк " выпросился на малое время в город Черкаской к своим родственникам и впал в болезнь в коей находился долгое время а помянутой Генерал вскорости представился", а он остался " без всякаго награждения". Поселившись в станице Пятиизбянской, прожив там 40 лет и нарожав сыновей, отставной казак Наум писавшийся уже Гусевым не оставил мысли о получении обещанной награды. В 1778 г. самовольно оставив войско Донское с одним из сыновей Гаврилою, отправился за правдой в г. Санкт-Петербург, " дошел …до князя Потемкина", и " к нему представлен". " И хотя начально по докладу ево, о нем Его Светлость князь Григорей Александрович Потемкин из единого сожаления, и во уважение старости ево, приказал ему, оному казаку Гусеву об явить чин оставного походного Есаула, а сверх того обещал наградить ево и саблею" и " дал ордер августа 23 дня под №. 1015м. к войсковому атаману Алексею Иловайскому отца нашего Наума Гусева из детьми поселить на особое свое попечение …на первой случай на завод снабдить возможною помощию избавя дом его от всех тягостей войсковых; а детей ест ли способны к службе произвесть Есаулами". Но Науму Гусеву этого показалось мало и " токмо он будучи тем недоволен, бежав с ево квартиры в Царское Село, отважился беспутную свою прозбу для поднесения ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ подал Господину брегадиру Безбородке", упорством своим уже сильно разозлив власти. И в итоге его обвинили в самовольном оставлении войска Донского и было " велено отправить Ево Гусева, как человека беспокойнаго, и распутного в ево жилище под присмотром, и наистрожайше кому следует подтвердить дабы он от-туда в тамошнею сталицу ни под каким видом отпущен не был… приказал ему жителствовать в своем доме спокойно, и дабы он иногда и паки не вздумал куда либо отлучится наикрепчаише ему подтвердить". И между тем, Светлейший Князь Григорий Александрович Потемкин предписал войсковому атаману Иловайскому " иметь ево Гусева в своем защищении, и чтобы ему, и детям ево ни от кого напрасных обид и озлобленей чинено не было об оном Пятиизбянскои станицы на станищном зборе накрепко подтвердить, с тем ежели от него Гусева, или детеи ево произоидил кому какия обиды, об оном по порядку ведатца судом а самим собою отнюдь не управлятца, под опасением в противном случае жестокаго штрафа, и наказания". В итоге Наум Гусев был только освобожден " от станищных тягостей и постою", и " вторично был в Питербурге хотя дойтить до всемилостивейшей Государыни". И тут уже он, как говориться, достал своим упорством власти и " войсковой атаман не допустя его, взяв за то под караул держал не малое время и отослал за конвоем на Дон; а как приехал войсковой атаман Иловайской в город Черкаской взяв посадил в тюрьму и потом публично высек розгами после того отец наш переставился, а мы после смерти его остались в большей бедности и в неоплатном долгу". Вот как сложилась жизнь этого казака. Он так стремился на Родину, к родне в город Черкасский. Своим побегом от некрасовцев, спас не одну тысячу соплеменников и в результате оставшись без обещанной награды, своим упорством заслужил жестокую смерть в этом городе предков. Видимо подобное упорство в достижении поставленной цели родовая черта Гусевых. В июле 1797 г. уже сын Наума Гусева – сотник Антон Гусев вновь отправился за правдой под г. Санкт-Петербург, в новую царскую ставку – в г. Павловск и подал на имя Цесаревича Александра Павловича прошение, где подробно рассказал о подвиге и злоключениях отца, отметив при этом, что " более сего хотя и имеем в доме нашем разные обиды каковых уже вашему ИМПЕРАТРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ изъяснять не осмеливаемся", просил " дабы высочайшим повелением мне и братьям моим за вышеписанные отца нашего услуги учинить милостивое награждение". На что ему было 26 июня 1797 г. приказано: " во исполнение означеннаго высочайшаго ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА повеления означеннаго сотника Гусева отправить в войско Донское в тамошнее гражданское правительство для чего и дан ему пашпорт с предписанием чтоб он не проживая нигде праздно следовал по тракту прямо в войсковое правительство и нигде кроме ночлегов держан не был". Не менее упертый и решительный в своих поступках, чем его отец казак Наум Семенович Гусев, сотник Антон Гусев 3 июля 1797 г. с " пашпортом" был " выпровожден…за город", но " будучи же в поле и имея при себе чернилицу и бумагу написал он на высочайшее ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА прошение об определении ево в службу в казачий полк, пошел в Петергоф куда прибыв оное прошение положил в ящик сам же стоя у ворот дома его величества генерала адъютанта Нелединскаго, усмотрен был и ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ и на спрашивание чрез неизвестнаго ему генерала обьявил что желает в службу". " После от него же приказано ему идти в войско Донское". Да вслед направлен был курьер, " который бы догнав вышепомянутаго арестанта, доставил до следуемаго места", а " в случае же каковаго либо со стороны Гусева упорства силою" имеет право курьер сдерживать его. Неизвестно, что происходило по прибытии в Черкасск, но с 19 ноября 1800 г. сотник Антон Наумович Гусев был на границе с киргизами в полку подполковника Денисова12го, а с 25 октября 1802 г. команде подполковника Асанова на кордонной службе по берегам Черного моря. Умер Антон Гусев отставным войсковым старшиною в январе 1822 г. и позже потомки его внука атамана Пятиизбянской станицы есаула Семена Козьмича Гусева получили дворянство. Настойчивость отца и сына Гусевых скрывалась, по всей видимости, не только в личном характере, но и в бедном имущественном положении. Наум Гусев появился в Пятиизбянской станице только после 1738 г., долгое время проболев в Черкасске, не дождавшись награждения от генерала Левашева В.Я. умершего в 1751 г. То есть примерно в середине XVIII века. И по сравнению с другими казаками, уже в несколько поколений живших здесь, имевших уже свои хутора и крепкие хозяйства, доставшиеся от отцов и дедов, пришлые Гусевы, чья родня осталась в Черкасске, были еще чужими. Этим объясняется слабое отражение в документальных источниках информации о них. Только трудом и военными заслугами последующих поколений казаки Гусевы окончательно влились в граждане станичного юрта. Антон Гусев службу начал 1 сентября 1784 г. и через 10 лет 24 сентября 1794 г. получил оберофицерский чин сотника. В начале XIX века находим на карте по р. Лиске несколько хуторов Гусевых. От других сыновей Наума Гуська пошли все линии казаков Гусевых Пятиизбянской станицы, среди которых были и мои предки. Возможно казаки Гусевы соседней Верхне-Чирской станицы так же происходят от этого же корня. В списке казаков Верхне-Чирской станицы 1787 г. назначенных от станиц к поголовному походу упоминается казак Емельян Гуськов, чья фамилия явно может указывать на это же происхождение, тем более, что позже казаков с такой фамилией в станице не было, а были только Гусевы. Они жили в поселении самой станицы Верхне-Чирской и хуторах Ковылевском, Демкине и других, расположенных не далеко от хуторов юрта Пятиизбянской станицы Ляпичева, Грачевского, Вербовского. Так же казаки Пятиизбянские Гусевы проживали в хуторах – Калаче, Острове, Лысове, Тузове, Кумовке, Березове, Колпачки.»


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Понедельник, 17.02.2014, 11:28 | Сообщение # 33
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Четверг, 20.02.2014, 21:35 | Сообщение # 34
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Вторник, 01.04.2014, 21:12 | Сообщение # 35
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Пятница, 04.04.2014, 16:48 | Сообщение # 36
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Пятница, 04.04.2014, 16:57 | Сообщение # 37
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline
26 октября в селе Новокумка Левокумского района Ставропольского края состоялась церемония открытия этнодеревни казаков-некрасовцев и христиан-молокан в которой приняли участие вице-премьер Николай Великдань, председатель краевой думы Юрий Белый, врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров.

В 1962 году на Ставрополье из Турции переехали христиане-молокане и казаки-некрасовцы, чьи предки ушли в свое время от царской власти за границу. Прожив на чужбине более 250 лет, некрасовцы и молокане сумели сохранить свои язык, традиции, обычаи, обряды, песни. Их культура и быт не имеют аналогов в мире.

Молокане — одна из полузабытых, редких разновидностей духовного христианства в России, представителей которого осталось всего несколько сотен на всю страну. Их культура сохранилась почти нетронутой.

Экодеревня знакомит посетителей с традициями и культурой этих этносов, сохраняет уникальную культуру казаков-некрасовцев и христиан-молокан, способствует приобщению населения к культурному наследию России. Это туристская Мекка для любителей русской старины.

В этнографическом музее деревни выставлены реликвии, привезенные из Турции. Это прежде всего старинные книги, фотографии, старообрядческие иконы, предметы быта.

Рассказывает Наталья Архипова, сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств: «Одежду некрасовцы передавали из поколения в поколение: из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери — дочери. Весьма интересны у некрасовцев были головные уборы женщин. По ним можно было узнать, сколько лет женщине, замужем ли она. Девушки носили тканевые повязки, украшенные различными оберегами: монетками, маленькими ракушками, бисером. Поверх повязки — яркий платок красно-желтой расцветки. Кстати, все швы, соединяющие детали одежды, сшивались при помощи игольного кружева, которое плелось разноцветными нитками».

В этнодеревне туристов угостят традиционными блюдами некрасовской кухни. Посетители смогут приобрести оригинальные сувениры: особые некрасовские куклы, вышитые пояса и рушники, плетения из бисера. А на подворье молокан можно будет попробовать себя в технике вышивки.

Этнический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, в настоящее время весьма востребованный, способный удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека.

Во время открытия деревни, врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров сказал: «Особого внимания заслуживает то, что этнодеревня является живым воплощением истории и культуры этих народов, которые мы должны знать и сохранять».

Побывала на этом мероприятии и делегация КТ «Стрижамент».
Фото: Анастасия Трюхан


 
МакарычДата: Среда, 30.04.2014, 13:23 | Сообщение # 38
Пока правду не скажешь !
Группа: Соратник
Сообщений: 711
Статус: Offline
Наткнулся вот: Сборник материалов региональной научно-практической конференции "Казаки-некрасовцы на перекрестке культур"


С автором сообщений не всегда согласен, ничего общего с ним не имею, и вообще не знаком с ним ! :D
 
Алексѣй_СамарцевъДата: Понедельник, 01.09.2014, 13:36 | Сообщение # 39
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline

Кулачные бои, стенка на стенку и песнопения на Дмитриев день.




Сообщение отредактировал Самарцевъ_АА - Понедельник, 01.09.2014, 13:42
 
Алексѣй_СамарцевъДата: Понедельник, 01.09.2014, 13:44 | Сообщение # 40
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline
На Ставрополье пройдет международная конференция в этнодеревне казаков-некрасовцев

19-22 сентября на базе Новокумского филиала Ставропольского краевого музея изобразительных искусств пройдет международная конференция "Лингвистическая экология: проблематика исчезающих языков и культур в истории и современности".
"Кроме заседаний, на которых выступят авторитетные специалисты, изучающие проблемы исчезающих языков, а значит и культур, пройдут встречи с носителями культурного наследия. Запланировано посещение воскресной церковной службы в храме старообрядцев поселка Новокумский, знакомство с костюмом некрасовских казаков и их необычной кухней", – рассказали в пресс-службе Минкультуры Ставропольского края. В конференции примут участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Костромы, городов Юга России, иностранные гости из Австралии, Германии, Румынии, Азербайджана, Армении, Белоруссии и Турции.
Помимо этого, в дни конференции пройдет II этнографический пленэр ставропольских художников, а краевой Дом народного творчества проведет этнографический фестиваль "Некрасовские сказки" в рамках федеральной программы "Культура России на 2012-2018 гг.".
Как сообщали ЮГА.ру, осенью 2013 года в поселке Новокумском Левокумского района Ставрополья открылась этнодеревня казаков-некрасовцев с подворьями христиан-молокан. Поселение стало первым объектом будущего туристического комплекса "Левокумье" стоимостью 12 млн рублей.
http://www.yuga.ru/news/341439/


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Понедельник, 01.09.2014, 13:57 | Сообщение # 41
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline
Посёлок Курортное республики Крым, более известный по старому названию – Мама Русская, около ста лет назад основали старообрядцы, вынужденные переселиться в Россию из Турции (потомками казаков-некрасовцев). Старинное название, данное в противовес находившейся неподалёку татарской деревне Мама Татарская.


Крым. Море. Старообрядцы
Мы с семьёй побывали много где: Кипр, Греция, Болгария (разве что в Турцию совсем не тянет), в разные года объездили весь Крым (Коктебель, Мисхор (ЮБК), Ласточкино Гнездо, Ялта, Феодосия, Севастополь), были и на материковой части в Новороссийске, Геленджике, Анапе… Но с недавних пор сердце зовёт только под Керчь, в малозаметный на карте посёлок Курортное, более известный по старому названию – Мама Русская.

Место это около ста лет назад основали старообрядцы, вынужденные переселиться в Россию из Турции, в которой они более 250 лет пережидали гонения от российских властей и синодальной церкви. Однако в начале ХХ века турецкие власти решили покончить с автономными православными анклавами на своей территории, и потомки казаков-некрасовцев, воспользовавшись принятым Николаем II законом о даровании религиозных свобод, устремились на Родину. Место выбрали отменное для любимого своего рыбацкого промысла – удалённую от посторонних глаз мелководную бухту, кишащую осетрами и стерлядью.

Рыбы было столько, что хватило до конца 1990-х, когда браконьеры поставили последнюю точку в промысловой истории Мамы Русской, и окончательно «перепрофилировали» поселок под замечательное место для отдыха. На закате советской власти село даже переименовали в Курортное, но цивилизация до него дойти так и не успела. Старинное название, данное в противовес находившейся неподалёку татарской деревне Мама Татарская, теперь живёт, и весьма стойко, только в народной молве.

От старообрядцев остался полностью разграбленный в те же 1990-е храм Русской Православной старообрядческой Церкви 1913 года постройки (в этом году 21 сентября он отмечает 100-летний юбилей со дня освящения) да пара пригоршней местных верующих, еженедельно служащих в нём без постоянного священника. В деревне около 200 домов, больше половины еще вспоминают о предках-основателях, но молиться идти не спешат.

Целебные грязи озера Чокрак

Кроме моря и истории жемчужиной данного места является целебное грязевое озеро Чокрак. Пересказывать услышанные чудеса не стану, ограничусь одним фактом: грязь правда лечит. За две недели до отъезда я засвидетельствовал в московской ведомственной поликлинике типовой для офисных сотрудников диагноз – остеохандроз – едва мог поднять вверх вытянутую руку. Четыре процедуры физиотерапии не дали никакого результата. Зато после единственного 15-минутного компресса на лопатки я впервые за 4 месяца смог уснуть, положив голову на согнутую в локте руку. Таких историй можно рассказать десятка два, но эту говорю от себя и жалею лишь, что добрался до озера только через две недели пребывания на море.
До революции возле озера была лечебница, при ней – кладбище костылей: выздоровевшие оставляли их за ненадобностью. Во время войны немцы привозили сюда своих раненых. Грязь очень сильная, в основном рекомендуют её при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Местные предостерегают не переборщить. Грязь разгоняет кровь, в области сердца мазать не следует. Рассказывают про случаи резких обострений и активизации скрытых процессов, которые могут откликнуться и нежелательными последствиями. На лицо маски тоже делать не советовали: для косметических целей, говорят, лучше использовать грязь, очищенную промышленным способом. К сожалению, специалистов по грязи нам навскидку в округе найти не удалось, поэтому поехали с бывалыми местными жителями.

Читать полностью...


 
Алексѣй_СамарцевъДата: Пятница, 10.10.2014, 18:00 | Сообщение # 42
И думаю и говорю !
Группа: Соратник
Сообщений: 159
Статус: Offline


 
Форум » Славные казаки Красной Армии » Казачьи матрицы. История казачества это история казачьих матриц. » Казаки-некрасовцы (Отчего кизяки, не считают их казачьими потомками ?)
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz