Мария | Дата: Воскресенье, 13.10.2013, 12:56 | Сообщение # 2 |
За СССР, огонь, огонь, огонь !
Группа: Администратор
Сообщений: 427
Статус: Offline
| Принято считать, что возрождение казачества России началось в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Отчасти это и правильно, поскольку ослабление Советского Союза в конце 80-х годов и неожиданный его развал в начале 90-х годов, для уцелевшего казачества имел обратную сторону – обретение старой свободы и веры, а на их основе быстрое самовозрождение. Правовой фундамент для этого заложила Конституция Российской Федерации, во второй главе которой было записано долгожданное: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Жизнь обрела новый смысл. Власть теперь рассматривала казачество, прежде всего, как граждан социалистического государства, неразрывную часть советского народа и в этом направлении определяла свою политику. При этом сама казачья жизнь для миллионов советских людей, ещё некоторое время, олицетворялась с теми кавалерийскими соединениями, которые создавались в период Великой Отечественной войны и продолжали существовать до конца 40-х – начала 50-х годов, когда в ходе перевооружения и сокращения армии практически все кавалерийские части были расформированы. А в связи с этим погибли коневодческие хозяйства. Память о легендарных кавалерийских полках ещё долго была жива. Так, в 1951 году в знаменитых казачьих лагерях под Новочеркасском было торжественно отмечено 10-летие начала формирования донских добровольческих частей, а в 1967 году было положено начало регулярным встречам (слётам) кубанских казаков-гвардейцев .
Казалось, механизм культурной ассимиляции, заложенный советской системой, неизбежно должен был уничтожить последние осколки казачьей самобытности и особенности, но этого не произошло. Казачий дух не исчез под руинами раздавленных, но недобитых Гражданской войной и коллективизацией остаточных проявлений общинного устройства – казачьи воинские части 30-х – 50-х годов не дали казачьему имени стать только достоянием истории. Но и с уходом кавалерии в область былого, казачий дух, как небывалая по своей живучести субстанция, остался жив, и заслуга в этом казачьей интеллигенции, подхватившей эстафету не только памяти, но и, в первую очередь, выживания . Так в послевоенный период массовое представление о казачестве формировалось по фильмам – "Богдан Хмельницкий", "Степан Разин", "Кочубей", "Кубанские казаки", "Тихий Дон", и другие. Образ Григория Мелихова, созданный киноартистом казаком Петром Глебовым – прямым потомком героя 1812 года Орлова-Денисова, стал толчком к более глубокому осмыслению и пересмотру отношений к сложной и противоречивой судьбе казачьих семей. В 1969 году возобновил концертную деятельность Кубанский казачий хор. Благодаря самоотверженным усилиям творческой интеллигенции, о непростой истории, культурных традициях и воинской славе казаков узнали миллионы людей в Советском Союзе и за рубежом. Огромная роль в сфере пропаганды истории и культуры казачества принадлежала Михаилу Александровичу Шолохову, знаменитые произведения которого "Донские рассказы", "Тихий Дон" и "Поднятая целина" вышли в свет ещё в 20-е – 30-е годы, неоднократно переиздавались и были экранизированы.Ещё в тридцатые годы М. А. Шолохов неоднократно обращался к руководству СССР, и лично к И. В. Сталину, с просьбами и ходатайствами в отношении казачьей жизни, и в послевоенный период этот замечательный писатель оставался глашатаем казачьей жизни, вокруг которого формировалось общественное мнение в отношении героического прошлого и культурной самобытности казачества. В 1970 году М. А. Шолохов в своём обращении к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу писал: "В этом году исполняется 400 лет со дня официального узаконения царем Иваном Грозным существования Донского казачества. Событие это, как известно, имело немаловажное значение для истории государства Российского. Мне думается, что умалчивать о четырехсотлетии казачества едва ли целесообразно хотя бы по одному тому, что умолчание может вызвать нежелательную реакцию и у нас внутри страны и на Западе. И не лучше ли будет, если Политбюро примет решение, обязывающее центральную печать посвятить 400-летию небольшие, но квалифицированные статьи, а Совмин РСФСР решит вопрос о создании в станице Старочеркасской историко-архитектурного ансамбля…". По поручению Брежнева вопрос был внимательно изучен и в докладной записке сделан основополагающий вывод: "Отдел пропаганды (т. Яковлев) и Отдел организационно-партийной работы ЦК (т. Петровичев), рассмотрев письмо т. Шолохова, а также материалы по истории Донского казачества, считают, что "развертывать какую-либо пропагандистскую работу, посвященную 400-летию Донского казачества, было бы нецелесообразным", а вопрос о создании в станице Старочеркасской историко-архитектурного ансамбля мог бы быть рассмотрен Совмином РСФСР". В постановлении Секретариата ЦК КПСС № СТ 108/18 от 08. 09. 1970 года с грифом "совершенно секретно" было выражено согласие с предложениями отделов ЦК КПСС. Было также решено поддержать предложение т. Шолохова М. А. в части опубликования статей, посвященных истории Донского казачества, в центральной и ростовской областной печати" . Так, благодаря Шолохову вспомнили и разрешили широко говорить о казаках и их корнях. В феврале 1979 года было создано Бюро по изучению истории казачества при Научном совете Академии наук СССР. Стали готовиться российские, всесоюзные и международные конференции, первые из которых состоялись в 1980 и 1986 годах Черкесске. В докладах и сообщениях присутствовали и вопросы изучения истории, культуры и быта терских казаков. Местные краеведы в городах и станицах бывшей Терской области создавали музеи и по крупицам собирали предметы казачьего быта и другие материалы. "Перестройка" общественной жизни, начавшаяся во второй половине 1980-х годов, подтолкнула многих людей к поиску незыблемых идеалов, вечных истин и твёрдой мировоззренческой базы, что должно было во времена экономической и социально-политической смуты, порождённой идеологическим хаосом, помочь не потерять смысл жизни, определить свои духовно-нравственные ориентиры, выбрать конструктивное отношение к происходящему, просто выжить. В связи с этим обращение к культурным традициям, национальному самосознанию и исторической памяти было вполне естественным процессом. На январском (1987 года) пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь Михаил Горбачёв выступил с докладом о "перестройке и кадровой политике партии", в котором впервые явно прозвучала идея "революционного" переустройства советского общества. Но к концу 1987 года для реформаторов сложилась непростая ситуация. Курс на перестройку встретил непонимание, а порой и сопротивление части властных структур (как центральных, так и региональных). Кроме того, народ, в своём большинстве, достаточно пассивно воспринял новые идеи и лозунги. В этой ситуации перед инициаторами перестройки стояла двуединая задача: сломить сопротивление сил, выступавших против революционной вестернизации страны, и расширить своё влияние на массы. Предложенная М. С. Горбачёвым и А. Н. Яковлевым идея "широкой демократизации" должна была помочь всколыхнуть широкие народные массы, создать ситуацию неустойчивости, контролируемую сверху, и в итоге получить организованные силы, которые можно было бы в случае необходимости использовать в своих интересах. Главная роль в политизации общественного сознания была отдана средствам массовой информации. Переход к гласности, поддерживаемой и даже побуждаемой "сверху", будоражил общественное мнение – начались процессы по реабилитации "жертв политических репрессий", изменилось отношение к истории, идеологии, культуре. Реакцией стал бурный рост массового движения "снизу". По всей стране появляются неформальные объединения, группы, кружки, фонды. Число подобных объединений уже к концу 1987 годы превысило 30 тысяч. Таким образом, возрождение казачества происходило не только "снизу", но и достаточно активно стимулировалось "сверху". Стимулирование возрождения казачества "сверху", своеобразная попытка его "реставрации", носило как прямой, непосредственный, так и косвенный характер. В немалой степени политическую активность казачества стимулировал и Указ, к тому времени уже президента СССР, М. С. Горбачева от 13 августа 1990 года, в котором были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в 20-50-х годах XX века. Политические силы, заинтересованные в дальнейшем реформировании, ещё раз использовали историю для достижения своих целей. Именно в этот период предпринимаются первые попытки реставрации казачества по подобию исторически существовавших казачьих войск и землячеств. Так, на рубеже 80-х – 90-х годов повсеместно в местах проживания казаков начали создаваться казачьи общественные объединения, в большинстве своём первоначально состоящие из представителей интеллигенции и нацеленные на пропаганду и развитие казачьей культуры. Так в октябре 1989 года в Ростове-на-Дону было создано добровольное общество – литературное товарищество "Шолоховский Круг" . Примерно в это же время в Краснодаре под председательством Ф. Г. Бунина начал работать Кубанский казачий клуб, первый зарегистрированный на кубанской земле казачий курень . В июне 1989 года в столице страны городе Москве также возникло землячество казаков. Первыми его организаторами и активными пропагандистами стали Г. В. Кокунько, С. А. Гавриляченко, Г. Л. Немченко и С. Г. Заградская. Учредительный круг землячества состоялся 5 января 1990 года, на котором атаманом был избран писатель Г. Л. Немченко, активно взявшийся за подготовку общеказачьего съезда и возглавивший его оргкомитет . Терские казаки одними из первых начали формировать структуры казачьего управления на своей территории. Ещёв 1988 году во Владикавказе начала работать инициативная группа по созданию Владикавказского отдела, который в дальнейшем возглавил Герой Советского Союза полковник Василий Дмитриевич Коняхин (1923-2001 гг.) . Официальное начало возрождению терского казачества положил Малый Круг терского казачества, состоявшийся 23 марта 1990 года во Владикавказе, на котором В. Д. Коняхин был избран войсковым атаманом . Три делегации терских казаков побывали в Москве, встречались с Председателем и членами Верховного Совета РСФСР по вопросам реабилитации и признания терского казачества . Члены Правления Малого Круга в течение года охватили организаторской работой все сохранившиеся станицы бывшей Терской области. Результатом этой работы стали организационные круги, которые прошли по всей терской земле: 5 мая был образован Сунженский отдел (атаман Александр Подколзин); 12 мая – Терско-Гребенской отдел в станице Червленной (атаман Юрий Мащенко); 2 июня – Моздокский отдел (атаман Алексей Подгурский); 19 октября – Терско-Малкинский отдел (атаман Михаил Клевцов); 20 октября – Наурский отдел (атаман Александр Луганский); 8 декабря – Грозненский отдел (атаман Георгий Галкин). Впервые за 70 лет в столице терского казачества городе Владикавказе был проведен праздник казачьей песни, получивший поддержку у населения. Здесь же прошёл казачий семинар и был образован культурный казачий центр. В станице Архонской была создана конноспортивная школа[6, с. 1.]. Казачьи общества, возникающие на территории Ставропольского края, в большинстве своём объединялись в созданный 28-29 сентября 1990 года по инициативе В. В. Ходарева и П. С. Федосова "Ставропольский краевой Союз казаков"[8, с. 158.]. Уже к маю 1991 года количество членов этой казачьей организации выросло до 25 тысяч человек . 28-30 июня 1990 года в Москве в клубе завода "Серп и молот" состоялся Большой Учредительный Круг Союза казаков. Примечательно, что Круг открылся в день начала работы XXVIII съезда КПСС, которому от собравшихся казаков было послано приветствие . На Круге присутствовало 263 делегата от нескольких десятков казачьих организаций и инициативных групп, представлявших потомков казаков общей численностью свыше 70`000 человек. Круг принял Устав и определил цели союза – "возрождение казачества как самобытной, исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, на принципах православия, уважения к нациям и религиозным традициям всех народов, духовного, нравственного воспитания молодёжи" . На Круге были избраны: атаман, Совет атаманов и атаманское правление. Атаманом Союза казаков стал донской казак Александр Гаврилович Мартынов. Таким образом, основным катализатором возрождения казачества была та политическая, социально-экономическая, этнокультурная ситуация, которая сложилась во второй половине 1980-х годов. Если в первые годы возрождения казачье движение ставило перед собой лишь цели культурной и патриотической направленности, то к началу 1990-х годов оно всё мощнее начинает заявлять о себе как о политической силе. В это время начинают формироваться и основные тенденции его политической активности, которые наиболее ярко проявятся на последующих этапах возрождения. Власть же пытается использовать казачье движение для реализации своих планов по созданию широкой социальной базы перестроечному процессу и реформированию государства. Сам же процесс, официально названный "возрождением казачества" или по-другому "казачьим ренессансом", начинался в условиях, очень непростых для всего казачества России, а для терского – особенно. Огромный эмоциональный подъём среди казаков, который сопутствовал структурному объединению казачьих организаций Терека, наталкивался на две глобальные проблемы, наложившие отпечаток на все дальнейшие этапы жизни терцев – неспособность федерального центра решить экономические и политические проблемы Кавказа, и, как следствие этого, захлестнувший северокавказские республики всплеск националистических и сепаратистских настроений. 23-24 марта 1991 года в г. Владикавказе состоялся Первый Большой круг терского казачества, на котором присутствовали около 300 делегатов и приглашенных, в том числе от республиканских и местных органов власти. Самой многочисленной была делегация казаков Терско-Малкинского казачьего округа Кабардино-Балкарской республики (103 казака из 183, или 56,3%). Под звуки духового оркестра в зал было внесено, освященное православной церковью, знамя возрождающегося Терского казачества: на светло-синем полотнище, в венке из дубовых и лавровых ветвей взлетающий орел с булавой в когтях, увенчанный старинным гербом Терской области. По казачьей традиции круг благословил благочинный православных церквей Северной Осетии протоиерей Леонид (Ахидов), который в своём напутствии сказал: "Казачество – это вольность, это героизм и мужество, это преданность Матери-Родине и Церкви Православной, это любовь к земле и труду, это здоровый семейный быт и уважение к женщине, это христианское милосердие и благотворительность, это защита Матери-Родины, защита мира и справедливости на земле. Оно помнит слова Господа: "Нет больше той любви, как кто положит жизнь свою за ближних своих" . В отчетном докладе атаман В. Д. Коняхин доложил о проделанной работе и отметил, что к настоящему времени число терцев уже достигло 497`000 человек. В 3 часа дня делегаты круга собрались на площади Свободы на митинг по случаю прибытия в Северную Осетию Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, который в своём выступлении твердо заверил, что вопрос о реабилитации казачества, в том числе терских казаков будет законодательно решен. В связи с обострившейся обстановкой на границе с Грузией и ведением боевых действий в Южной Осетии, казаки приняли обращение к Президенту СССР М. С. Горбачеву, Председателю Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцину, Верховному Совету Республики Грузия и одобрили резолюцию "О межнациональных отношениях". В резолюции в частности говорилось: "Мы обращаемся ко всем народам многонационального Северного Кавказа вернуться к вековому опыту добрососедства, мира и труда, не допускать насилия и экстремизма, решать все вопросы межнациональных отношений только мирным путем" .
Придет время поквитаемся со всеми, кто пожил за счет народа !
|
|
| |